Основные сведения о шрифтах. Анатомия тысячи шрифтов Особенности применения шрифтов в тату
![Основные сведения о шрифтах. Анатомия тысячи шрифтов Особенности применения шрифтов в тату](https://i0.wp.com/infogra.ru/wp-content/uploads/2016/04/2_what_does_that_say.png)
Изменить значение слов или весь дизайн? Конечно!
Шрифт может добавить новый уровень тексту и значению вашего сообщения.
Это может помочь вам наладить контакт с пользователем, сформировать бренд и задать тон всему проекту. Неправильный шрифт может сделать дизайн плоским, разрозненным или даже дать пользователям неверное представление о вашем бренде. Теперь, с этим знанием, давайте рассмотрим несколько примеров красивой типографики от Design Shack .
Настроение и сообщение, которое вы хотите донести должны соответствовать друг-другу
Может прозвучать странно, но это так: у каждого шрифта свое настроение. И точно также, как и ваше настроение, оно может меняться от окружения.
Это настроение помогает задать особенности проекта. Это обусловлено тем, что люди подумают о контенте. Это создает связь между тем, что вы делаете, и тем, кто вы и как люди реагируют на вас. (Слишком много давления для подписи, правда?).
Создание правильной связи начинается с понимания того, что вы хотите, чтобы нес ваш проект, а также немного знаний о разных стилях и истории шрифта.
Сравните сообщения
Вы имели ввиду это?
Или пытались сказать это?
Единственная разница здесь в шрифтах. Видите, насколько разные эти сообщения?
Настроение шрифтов для начинающих
Нет определенной науки по сопоставлению шрифтов по настроению. На самом деле, в основном, это происходит интуитивно, и нужно просто посмотреть на шрифт и слово вместе, чтобы понять, что они несут (Если не верите в это, посмотрите на предыдущий пример).
Вот некоторые примеры, чтобы начать работу с разными стилями типографики:
- Шрифт с засечками (Serif): вечность, формальность
- Новостильная антиква (Modern serif): глянец, высокая мода
- Брусковый (Slab serif): важность, внимание
- Шрифт без засечек (Sans serif): нейтральный, простой
- Сжатый (Condensed): авторитетный, интенсивный
- Жирный (Black or bold): важность, стоп
- Рукописный (Script): элегантный, характерный
- Геометрический (Geometric): ретро, детский
- Моноширинный (Monospaced): на основе кода, резкий
- Округлый (Bubble or rounded): дружелюбный, живой
- Винтажный (Vintage): модный, крутой
- Гранжевый (Grunge): грубый, мистический
Избегайте клише
А вот и сложная часть: не попадите в ловушку, используя клишированные шрифты из-за их общей ассоциации или потому, что вы не уверены, что делать. Вы можете найти списки по всему интернету, в которых рассказано какой использовать шрифт для любого типа проекта. Здесь вы этого не получите.
Может, вам захочется смешать шрифт с засечками с более легким контентом, или сделать рукописный шрифт более мужским. Как и в любом сочетании шрифтов, выберете один для заголовка и громких слов, и что-то более простое для остального текста. Это сочетание может быть более традиционным, если выбрать шрифты с засечками, или более современным с винтажным и новостильной антиквой.
Учитывайте окружение
Важной частью восприятия шрифта является то, какие элементы его окружают. Это может быть что угодно - от изображений до других шрифтов. Разные комбинации могут заставить пользователя по разному воспринимать увиденное.
Подумайте о каком-нибудь простом шрифте без засечек. В основном эти шрифты довольно нейтральные, и будут подстраиваться под значение их окружения. Посмотрите на два изображения выше, например. Они воспринимаются по-разному? На обоих изображениях шрифт одинаковый, однако на выходе результат весьма разный. На картинке с аэропортом вы можете почувствовать суету и волнение, а вот картинка с пляжем веет спокойствием.
Кто ваша аудитория?
Есть еще один элемент, который вы не можете контролировать, когда дело доходит до типографики и настроения. Это то, как ваша аудитория воспринимает ваш контент и вариации шрифтов.
Давайте возьмем Comic Sans, про который пошучено уже ни раз. Большинство дизайнеров не станут его использовать. Они ухмыльнутся и посмеются, если кто-то из коллег создаст с ним проект. С другой стороны, Comic Sans популярный шрифт. Вы найдете его везде - от церковных бюллетеней, до любительских газет и простых вывесок.
Там, где вам кажется есть реальная проблема с дизайном, всегда будут люди, у которых ее не будет. Тоже самое может случиться с любым шрифтом.
Пользователи будут подходить к дизайну с разных точек зрения. Заранее примем во внимание вашу аудиторию и попытаемся предсказать, как они воспримут дизайн. Что они подумают о вашем выборе типографики? Можете ли вы принимать решения, которые совпадут с тем, чего они хотят или ждут от проекта?
5 шрифтов, которые ни один уважающий себя дизайнер не станет использовать
Выбирать или не выбирать шрифт не должно быть грустным решением. Всем нам в жизни резало глаз, когда замечательный дизайн был разрушен глупым или просто чрезмерным использованием неправильного шрифта. Просто веселья ради представляем вам пять шрифтов, которые мы уверены, вы никогда не станете использовать:
● Papyrus: Он сложно вписывается в любой дизайн и при этом у него серьезные проблемы с читаемостью.
● Jokerman: Любой шрифт, в котором есть горошек, шипы или завитушки откровенно смешной.
● Times New Roman: Шрифт по умолчанию из текстовых редакторов и экзаменационных тестов за 10 класс. Это нормальный шрифт, но может иметь легкий оттенок лени.
● Impact: Если вы хотите кричать своим пользователям: «Это очень важно, нужно прочитать это сейчас!» тогда выбирайте его. (Это был очень хороший шрифт… пока мемы не испортили его).
● Comic Sans: Слишком много о нем уже сказано.
Заключение
Ваше настроение, настроение вашей аудитории и настроение типографики объединяются, чтобы создать общее восприятие проекта.
При планировании проекта и работе над его созданием, не забудьте принять во внимание настроение вашей аудитории. И если вы споткнулись по пути - не волнуйтесь, так бывает. Извлеките уроки из этих ошибок и переосмыслите процесс со следующим проектом.
В начале этой статьи можно было бы написать некую банальность, вроде «Шрифты являются неотъемлемой частью дизайна…» и прочие вводные слова. Но мы отринем такую концепцию, как устаревшую форму бытия.
Идея написания этой статьи (или даже конспекта) пришло после разговора о шрифтах — внезапно я осознал, что ничего, кроме каких-то технических знаний по этому вопросу особо не имею, и сие чувство долго не давало мне покоя, ибо знание — сила, не знание — слабость. Так и родилась идея создания конспекта по шрифтам и всему, что с ними связано. И начнём мы с исторического экскурса в историю шрифтов.
На мой взгляд, первыми шрифтами правильно будет назвать рисунки древних людей охрой на камнях. Поясню почему. Собственно, что есть сам шрифт — это графическое начертание букв и символов, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. В зависимости от сложности языка — а мы примем за аксиому, что у древних людей язык был очень простым — шрифт соответственно будет проще. Слов было немного, поэтому каждое можно легко заменить на рисунок. Забавно, что сейчас стали использовать больше смайликов — возвращаемся к тому, с чего начинали. Sad, but true.
Итак, у древних людей был примитивный язык, вероятно, не очень много слов, которые успешно заменялись картинками, которые, составляя друг с другом композицию, образовывали предложения или послания, понятные тогдашнему человеку.
Древний мир и Европа
Время шло, язык усложнялся, и взамен картинкам пришли графические обозначения букв. Сначала до этого догадались в Древнем Египте, где изобрели знаки символы, которые хотя и передавали некоторое значение/смысл/явление, в полной мере не были буквами в сегодняшнем понимании. Однако, у них уже был свой собственный выработанный стиль, рисовка и тому подобное. Первый же алфавит придумали финикийцы около 11 века до н. э., который стал первоисточником для греческого, латинского, кириллического — вот в нашем рассказе появляется алфавит, а следовательно, и шрифты в нашем современном понимании.
Греки творчески доработали финикийский алфавит. Получилось неплохо, просто и минималистично — он построен с помощью простых линий, образующих геометрические формы: квадрат, круг, треугольник. Впоследствии (но это не точно) греческий стал прообразом латинского письма, которое уже распространилось очень широко.
Самая древняя версия латинского шрифта называлась «капитальным письмом» , и имело уже целых два варианта начертания — квадратное (красивое, монументальное) и рустичное (в народе — «деревенское»). В первом варианте все буквы вписывались в квадрат, во втором же случае — простота написания с элементами декора. Да, и буквы имели ромбовидную форму.
В дальнейшем, ради ускорения написания, появился курсивный вариант написания (что с латыни переводится как «наклонный»). Скорость написания не совсем пошли на пользу — красота букв потерялась, а удобочитаемость снизилась.
В дальнейшем, для переписки сформировался унциал — спокойное величественное письмо с характерными округлыми формами. Его буквы соединялись между собой плавными линиями, а закруглённость букв пришлась очень кстати для быстрого написания.
В конце 11 — начале 12 века стал складываться новый по форме букв шрифт с острыми штрихами под названием готический. Он существовал в эпоху господства готики в архитектуре и искусстве. Готический шрифт получил широкое распространение по всей Европе, и в целом существует до сих пор. Немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг, который изобрёл книгопечатание, в своих книгах использовал именно готический шрифт.
В эпоху Возрождения (в 14-15 веке) учёные умы Италии и Франции явили свету нечто, совсем не похожее на готический шрифт — Ренессанс-антиква . Этому шрифту художники и учёные Возрождения пытались придать логическую обоснованность, играя с формами и пропорциями букв. Например, ученик Леонардо да Винчи, Лука Пачоли в 1509 году опубликовал первые правила построения латинского шрифта — буквы предлагалось строить буквы на основе квадрата, используя для этого его диагонали и вписанную в него окружность. Правда, получалось однообразно и не хватало драйва. Более интересный вариант начертания предложил немецкий художник и геометр Альбрехт Дюрер — он не стал изобретать велосипед и также вписывал буквы в квадрат, но стороны основного квадрата он разделил на 10 равных частей, и строил сетку, состоящую из квадратов. За толщину основного штриха брал размер шириной одной клетки, толщину соединительных штрихов тоньше основных на одну треть.
Переход в эпоху классицизма также породил новый вид шрифта, который называется Классическая Антиква . Над его созданием работали многие художники, но отдельно можно выделить Джамбатиста Бодони, Фирмена Дидо и Вальбаума (имя потерялось на просторах немецких земель). Шрифт отличает большая контрастность (примерно 1/10), наплывы округленных элементов, тонкие засечки. Шрифты, которые появились на основе антиквы, достаточно широко применяются в оформительских работах.
На рубеже 19-20 веков появляется целый ряд видов шрифтов — египетский, гротеск или рубленый, антиква-гротеск, ленточная антиква. Египетский шрифт отличался одинаковой толщиной всех линий и засечек. Гротеск (или ещё «рубленый») имеет одинаковой толщины линии литер, но без засечек. На его основе было разработано целое семейство гротескных шрифтов.
20 век явил миру новые гротескные и рубленые шрифты, которые подчёркивали новый стиль в архитектуре и искусстве - конструктивизм. Среди новых шрифтов пользуются популярностью футура Поля Реннера, пеньо Кассандра, эрбар-гротеск Якова Эрбара и гилл-гротеск Эрика Гилла.
Шрифты земли русской
Если не брать различные версии о Великой тысячелетней истории Руси, в которых волхвы летали на Сириус и научили все остальные народы писать, а использовать классическую версию учёных (которые, конечно, всё скрывают), то создателями славянской азбуки были братья-монахи Кирилл и Мефодий. Он был основан на греческой письменности, а сами буквы получили достаточно ясную и чёткую графику. Всё это получило название кириллица . Древнейшие русские рукописи 11 века были написаны по особым правилам, получившим название устав . Позже, за необходимостью более быстрого письма сформировался полуустав . Но скорости для переписки книг или составления корреспонденции всё равно не хватало, и появился новый, более быстрый вариант с говорящим названием — скоропись .
С 15 века начал появляться особый, декоративный шрифт — вязь . Им оформляли заголовки, и наиболее сильный расцвет пришёлся на царствование Ивана Грозного — первые книги, отпечатанные Иваном Фёдоровым, имею красивык вязь, выгравированную на дереве. Но начиная с 17 века искусство оформления книги вязью постепенно стало приходить в упадок.
В 1708 году Петр I ввел в обязательное употребление новый русский гражданский шрифт, представляющий собой синтез традиционных русских и родственных им форм латинского шрифта того времени. По форме, пропорциям и начертанию гражданский шрифт создавался, по всей видимости, на основе западноевропейской антиквы. Со временем шрифт совершенствовался, лишние элементы пропадали, само начертание становится единообразным и строгим.
В конце 19 — начале 20 века, под влиянием модного тогда стиля модерн появляется множество шрифтов, которые не представляют собой особой художественной ценности. Однако, отдельные образцы заслуживают упоминания о себе — елизаветинская, латинская и академическая.
СССР с самого начала своего существования взялась за реформу русского правописания: буквы, которые затрудняли изучение русского языка, были изъяты, а грамматика стала более упрощенной и доступной. Одновременно проводилась работа по разработке типографских гарнитур — все их приводили к соответствию Государственному общесоюзному стандарту (ГОСТу), исключая только рукописные и рисованные шрифты, выступавшие элементом оформления или декора.
Современные шрифты
Здесь будет совсем немного информации, хотя написать можно и целую книгу. Почему? Потому что мы живём как раз в этот самый момент, и новые шрифты появляются прямо сейчас, на наших глазах.
Современный шрифт неотрывно связан с понятием компьютерного шрифта (угадайте почему). Он более строгий, чем его предшественники, и для него характерны прямые засечки и резкий контраст. В резком контрасте кроется и его слабость — он отлично подходит для заголовков и крупных надписей, но для написания длинных текстов он не слишком удобен.
Современный шрифт — это файл, который содержит в себе векторные и растровые начертания ПРОПИСНЫХ и строчных букв, цифр (от 0 до 9) знаков пунктуации (точки, запятые и их совместные комбинации, знаки вопроса и ударения) и прочие знаки. Существует специальный стандарт кодирования всех этих знаков — Юникод , который на сегодняшний момент имеет в своём составе 136 690 символов для 123 разновидностей писменностей на планете Земля — чтобы никто не чувствовал себя обиженным и обделённым. Но стандартно шрифт обычно имеет 1-2 языка (латиница + кириллица) и набор знаков препинания и букв. Правда, стоит отметить, что некоторые шрифты вообще не имею букв, цифр и знаков, а сплошь состоят из изображений.
Всё разнообразие современных компьютерных шрифтов можно взять и разделить на 3 группы:
- Mono (он же моноширинный шрифт)
- Serif (шрифт с засечками)
- Sans или sans serif (шрифт без засечек)
Моноширинные шрифты отличаются тем, что все символы имеют одинаковую ширину независимо от букв (ваш Капитан). В основном они применяются при разработке или терминалах, где написанный код должен быть удобно выровнен.
Шрифты Serif (с засечками) обычно применяются в массивных текстах — в книгах, журналах и вообще везде, где «многа букаф». Засечки облегчают связывание букв в единую линию, тем самым повышая удобство при чтении текста, что в общем и является главным. Вот, самый популярный — и удобный для чтения само собой — шрифт Times New Roman является типичным представителем шрифта Serif.
Шрифты Sans — прямая противоположность Serif и указанных засечек на знаках не имеют. Их основное предназначение — небольшие массивы текста, такие как заголовки и подписи. Редко используются для основного текста, но при условии что он небольшого размера, потому что шрифты Sans имеют более низкое удобство для чтения при нахождении в большом массиве.
Раз уж мы упомянули о шрифтах Sans, нельзя обойти стороной и один шрифт-изгой, имя которому — Comic Sans. Основное правило этого шрифта — никогда не использовать этот шрифт ☺. На самом деле шутка, поскольку этот шрифт использовался в играх The Sims и Undertale, компанией Apple в рекламе iCards, и в оформлении коллекционных 25-центовых монет Канады, выпущенных в 2004 году. Шах и мат, хейтеры Comis Sans. Однако же, неумелое использование этого шрифта часто подвергается критике. Но неумелое использование шрифта даже Helvetica не очень спасёт — типографика это искусство.
Шрифт – это один из основных изобразительных элементов текстового печатного издания.
Классификация шрифтов
Шрифты делятся по своему назначению и области применения на книжные, газетные, плакатно-афишные, картографические, декоративные, рекламные.
Выбор той или иной гарнитуры шрифта определяется самим изданием, его целью и читательским адресом. В научно-популярном издании уместны одни шрифты, в художественном – другие. Выбор шрифта определяет и способ печати. Всё это привело к большому разнообразию шрифтов, отличающихся рядом признаков. Есть несколько характеристик шрифтов:
Кегль шрифта (размер шрифта – высота в типографских пунктах прямоугольника, в который может быть вписан любой знак алфавита данного размера с учетом верхнего и нижнего просвета): текстовые (до 12 пунктов), титульные (более 12 пунктов).
Гарнитура шрифта (комплект шрифтов одинакового рисунка, но различного начертания и размера). Имеют условные названия: литературная, обыкновенная, плакатная и др.
Начертание шрифтов (насыщенность и толщина штрихов, высота знаков и характер заполнения): светлые, полужирные и жирные.
Наклон основных шрифтов (отклонение основных штрихов от вертикального положения): прямые, курсивные.
Размер шрифта (в нормальных шрифтах отношение ширины очка к высоте составляет приблизительно 3:4. в узких – 1:2, в широких – 1:1): сверхузкие, узкие, нормальные, широкие и сверхширокие.
Характер заполнения штрихов: шрифт нормальный, контурный, выворотный, оттененный, штрихованный и др. «Компьютерный» шрифт – это файл или группа файлов, обеспечивающий вывод текста со стилевыми особенностями шрифта. Обычно система файлов, составляющая шрифт, состоит из основного файла, содержащего описание символов и вспомогательных информационных и метрических файлов, используемых прикладными программами.
Пользователи имеют возможность использовать как растровые, так и векторные шрифты. Файлы растровых шрифтов содержат описания букв в виде матриц растра - последовательность печатаемых точек. Каждому кеглю какого-либо начертания растрового шрифта соответствует файл на диске, используемый программой при печати, поэтому для растровых шрифтов часто используется термин шрифторазмер.
Растровые шрифты при отсутствии динамической загрузки или шрифтового картриджа должны быть предварительно загружены в лазерный принтер.
В векторных шрифтах буквы описаны не как растровые матрицы, а как геометричсекие фигуры. Использование векторных шрифтов не ограничено перечнем имеющихся кеглей, определяемых наличием соотвествующих шрифтовых файлов. Требования к шрифтам: Правильное использование шрифта играет важную роль. Шрифт должен быть не только красивым. Но и экономичным, что характеризуется емкостью и определяется средним количеством знаков, которые могут разместиться в строке, в полосе.
Производственно-технико-технологические требования к шрифтам - это точность вопроизведения графики шрифта в разных видах печати - высокой, глубокой, плоской, механическая прочность и линйеная точность шрифта как элемента печатной формы при получении оттисков в печатной машине.
Под гигиеническими требованиями к шрифту понимается его удобочитаемость. исследования показали, что важно подбирать правильно и длину строки и размеры пробелов между словами. Так, например, для детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимы четкие, простые по рисунку шрифты 12-16 пунктов, для взрослого читателя - шрифты 8-10 пунктов, в справочных изданиях - кегль шрифта может быть снижен.
Некоторые шрифты, конечно, настолько универсальны, чтоподходят практически для любой задачи. У других более ограниченное применение. Но все шрифты имеют свою специфику, отличающую их друг от друга.
Относительно восприятия трудно рекомендовать что-либо конкретное. История шрифта, его эстетика, "настроение" текста, возраст и социальный статус аудитории, вкус дизайнера - всё может влиять на выбор шрифта. Однако есть и некоторые закономерности. Так, результаты исследований показали:
Текст, набранный прописными буквами, замедляет скорость чтения, а кроме того, занимает больше места, порой на 50 процентов;
Очень короткие строки, так же как и очень длинные, читать труднее. Большинство художественных редакторов склонны в рамках своего издания придерживаться одного основного шрифта. Время от времени специальные статьи могут оформляться другим шрифтом. При выборе основного шрифта издания следует принимать во внимание характеристики бумаги. Например, романские шрифты "старого стиля" удачно сочетаются с грубой бумагой, а шрифты стиля "модерн" лучше смотрятся на гладкой или мелованной бумаге. Кроме того, на выбор шрифта влияет способ печати. Например, некоторые шрифты из-за очень тонких засечек плохо воспроизводятся офсетной печатью.
Всего лишь несколько лет назад в дизайне ощущалась острая нехватка компьютерных шрифтов как по количеству, так и по качеству, однако последнее время эта ситуация резко изменилась. Появилась огромная масса разнообразнейшего шрифтового материала любых стилей, что поставило дизайнера перед другой проблемой - эстетики выбора. Конечно, современный дизайнер не гарантирован от отсутствия хотя бы минимального эстетического уровня у заказчика, но в связи с ростом оформительских возможностей роль дизайнера в подготовке документов возросла, особенно эта тенденция характерна для мира рекламы.
Когда вы собираетесь сделать какой-либо дизайн, точнее первую страницу вашего сайта, вы задумываетесь обо всех компонентах в отдельности и об их сочетаемости. Первое, что нужно подобрать с нужной точностью - набор шрифтов, которые будут использоваться. Самое главное - использовать только стандартные шрифты, какими являются: Times New Roman, Arial, Tahoma, Verdana, Sans-Serif, Courier New, сейчас в этот список пробивается еще один - Comic Sans MS. В противном случае, у пользователя может не быть указанного шрифта, и браузер будет использовать стандартные: Times New Roman - для Body, Arial - для таблиц.
Виды шрифтов
Шрифт - комплект знаков определенного рисунка. Несмотря на огромное количество шрифтов, созданных для компьютерных издательских систем, все их можно разделить на четыре группы:
1) шрифты с засечками (антиква - serif);
2) шрифты без засечек
(гротески - sans serif);
3) декоративные (decorative);
4) рукописные
(script).
Засечки (serif)
Засечки (serif) - это поперечные элементы на концах штрихов буквы. Шрифты с засечками также называют антиквенными, то есть античными, древними. Дело в том, что впервые подобные элементы у букв применили еще римляне.
В шрифтах без засечек отсутствуют завершающие элементы на концах штрихов. Название sans-serif происходит от французского sans- без.
Различные исследования показали, что шрифты с засечками читаются легче, так как засечки помогают взгляду передвигаться от буквы к букве, и буквы при этом не сливаются друг с другом. С другой стороны - буквы без засечек легче читать в шрифтах очень большого или очень малого размера. Именно поэтому для маленьких надписей на сайте лучше брать шрифты без засечек.
Но установить единообразные правила очень сложно, так как кроме начертания
огромное значение имеет кегль шрифта, длина строк, интерлиньяж, свободное
пространство и даже бумага (если работа будет напечатана на бумаге). Кроме
того, в последнее время мода поставила под вопрос саму удобочитаемость. Для
привлечения внимания зачастую используются причудливые шрифты и различные
эффекты их размещения.
Гарнитура и начертание
Гарнитура шрифта (Type family) - совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов, т.е. совокупность начертаний, объединенных общим характером графического построения знаков (пропорциями, наклоном и стилем) и решением их элементов.
Некоторые гарнитуры располагают большим количеством начертаний, чем другие. Благодаря этому можно построить весь документ на одной гарнитуре, используя, где это необходимо, различные варианты начертаний.
Начертание (Type face)
- комплект строчных и прописных знаков, цифр,
знаков препинания, спецзнаков и символов. Начертания шрифтов любой гарнитуры
отличаются цветовой насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном
знаков (светлое, полужирное, курсивное или наклонное, нормальное, узкое или
широкое).
Пропорции и наклон
Пропорции шрифта - это показатель изменения ширины одноименных знаков в начертаниях одной гарнитуры.
В зависимости от пропорций знаков шрифт может быть узким (condensed), нормальным (normal) и широким (extended). Обычно в комплекте идут шрифты с нормальным начертанием, но большинство программ позволяют менять соотношение высота-ширина шрифта и получать нужный эффект.
Наклон знака
определяется углом, который он образует с вертикальной
осью.
Выбор шрифта
Немаловажным для удобства восприятия информации оказывается цветовое соотношение текста и фона. Если предполагается передача клиенту достаточно большого объема информации, то с точки зрения удобочитаемости, желательно чтобы текст был выполнен темным цветом на светлом фоне и достаточно контрастно. Применение ярких подложек под текст (задний фон) является сильным выразительным средством, но необходимо помнить, что читать текст по яркому, а тем более пестрому фону трудно, а иногда просто невозможно, так как символы теряются в пестроте подложки.
Одним из показателей удобочитаемости является ширина строки документа . С появлением мониторов поддерживающих большое разрешение экрана стало возможно «укладывать» в одну строку до нескольких сотен знаков, однако строка «идеальной ширины» должна умещать порядка 50-70 знаков. При их большем количестве скорость чтения замедляется, и утомляемость наступает значительно быстрее.
При создании некоторых проектов следует учитывать, что удобочитаемостью можно иногда пожертвовать в пользу определенных стилевых и эстетических решений. Это в первую очередь относится к созданию сайтов-плакатов, выполняющих, например, рекламные функции. Такой «плакат» должен привлекать внимание, какие бы средства для этого не использовались, вплоть до полного поругания удобочитаемости.
Междустрочный интервал
Промежутки между строками важны при печати не только для удобства чтения, но и для оформления текста. При установке текста для продолжительного чтения (не относится к заголовкам или указателям) слова должны быть близко расположены друг другу, т.е. на расстоянии шириной в один печатный символ (в английском алфавите это буква «Y»). Конечно, об этом не стоит беспокоиться, ибо все будет сделано автоматически вашим текстовым редактором. А вот промежутки между строками должны быть несколько больше, чем высота букв. С этим в текстовых редакторах несколько похуже, ибо далеко не всегда стоит по умолчанию нужный интервал во многих текстовых редакторах.
Как правило, междустрочный интервал должен составлять 120% от высоты шрифта. К примеру, если используется шрифт 10-го размера, то между строками должен быть промежуток 12-го размера. Если строки в среднем содержат более 10-12 строк, то интервал нужно увеличивать. Вообще, нужно увеличивать междустрочный интервал пропорционально увеличению длины строки.
Интервал, который вы выбираете, зависит от используемого шрифта. Считается, что с большим интервалом любой текст не будет выглядеть плохо, а вот с маленьким - очень даже может. Шрифты «под старину» (Garamond) не требуют выдержки интервала в 120%, а вот шрифты типа Time Roman требуют даже больше 120%-ого интервала. Опять же, все зависит от длины строки и от размера шрифта. Если Вы используете шрифт с засечками, то интервал между строками должен быть больше, иногда даже должен достигать 135-140% от размера шрифта. Таким образом, при использовании шрифта размером 10 пикселей, интервал должен быть равным 13-14 пикселям.
Многие программы в настройке междустрочного интервала «Auto» делают интервал в районе 120% от используемого. Но есть и проблема. Если печатать текст десятого размера, то интервал будет равен 12 пикселям. А если при этом поменять шрифт на, скажем, 20, то интервал все равно останется 12-ым. Так что лучше вручную выставлять интервал.
Нашу «зефирную акцию» стоило затевать хотя бы ради знакомства с Ольгой Цымбал — копирайтером из G2 Grey Ukraine. Она похвалила за зефир, но поругала за шрифты, которые мы использовали на подставке для зефира. Мы попросили Олю провести нам мастер-класс по азам типографики — в результате получился этот пост. Уверены, это многим будет интересно и полезно.
Начнем, пожалуй, с шуточки: детям дизайнеров не дарят игрушки, они играют с шрифтами.
— Расскажи о себе? Насколько серьезно ты увлечена шрифтами?
Я работаю копирайтером-редактором, поэтому каждый день имею дело с определенным количеством текстовой информации, часто в сочетании с графической. Отдавая должное содержанию написанного, стилистике, грамматике, орфографии, я при этом не могу не обращать внимания на визуальное оформление текста. Серьезно интересуюсь дизайном и шрифтами — это мое увлечение наверняка родом из 2001 года, когда в нашей семье появился первый компьютер и я целыми днями, забывая обо всем остальном, познавала возможности Paint и Microsoft Word, а также PowerPoint. Гораздо позже в мою жизнь пришли Corel Draw (на непродолжительное время), Photoshop, Illustrator. На очереди — InDesign. То есть профильное лингвистическое образование совсем не означает пренебрежения визуальной культурой, а скорее наоборот.
Любовь к слову обязывает сделать так, чтобы на экране монитора, на бумаге или любой другой поверхности этому слову было удобно, уютно, чтобы оно «чувствовало» себя на своем месте и читатель уделил ему необходимую дозу внимания.
Все мы знаем о важности качественных иллюстраций, дизайна, содержания текста, но мало кто в нашей стране сегодня обращает внимание на типографику. Классическое определение типографики — графическое оформление печатного текста посредством набора и верстки с использованием норм и правил, специфических для этого языка. Основной аспект типографики — работа со шрифтами.
К сожалению, профессиональных шрифтовых дизайнеров в Украине сегодня можно сосчитать на пальцах, но оправдывать этим хаос в нашей типографике нельзя.
Это не преувеличение — если рисовать наши соотечественники умеют хорошо, дизайнить кое-как научились, то отношение к шрифтам чуть ли не наплевательское.
Тем не менее овладеть основными правилами качественной типографики и чувством стиля шрифта может каждый, причем самостоятельно — было бы желание. В своем рассказе я остановлюсь на нескольких главных аспектах шрифтоведения, а остальное любопытный читатель без труда найдет в интернете.
Представьте себе ситуацию: молодой человек, узнав о существовании модной профессии «дизайнер», овладевает основами графической компьютерной программы (чаще всего это «корыл», «король дров» или как только не называют Corel Draw) и создает свой первый макет. Креативы такого происхождения узнать несложно. Их отличают безумная подборка шрифтов (творец словно демонстрирует их богатую коллекцию в своем компьютере), витиеватое оформление надписей, полное несоблюдение правил верстки, дикие цветовые сочетания. О технических моментах, вроде разрешения изображений или подготовке к печати речь вообще не идет.
Результат нашего героя вполне объясним желанием новичка попробовать все и сразу и особенностью национального менталитета — как все южане, большинство украинцев считает, что много и ярко — значит красиво. Этот этап проходят все дизайнеры — главное, не застрять в нем надолго.
Но улицам наших городов и сел не повезло — судя по вывескам, в постсоветском графическом дизайне рулят аматоры, в лучшем случае — профессионалы, безнадежно отставшие от времени.
Недолго думая, они используют в оформлении работ шрифтовые гарнитуры из стандартного набора Microsoft, причем часто далеко не самые достойные. К примеру, популярный шрифт Arial — это всего лишь видоизмененная Helvetica — лицо мировой типографики с 1957 года.
Но Helvetica «нет в компьютере», поэтому некоторые могут о ней даже не догадываться, хотя этот шрифт — настоящее спасение для начинающих.
Любой текст, набранный им, достойно выглядит и хорошо воспринимается — иногда, чтобы полностью преобразить макет, достаточно заменить унылый Arial благородной Helvetica. А набивший оскомину и пользующийся совершенно незаслуженной народной любовью Comic Sans был и вовсе разработан для технических нужд — отображения текстов реплик собачки-помощника в программе Microsoft Bob!
С точки зрения построения этот шрифт имеет множество недочетов и использовать его в наружной, печатной, интернет-рекламе просто неэтично и непрофессионально.
Знаете, я просто хочу спросить — зачем? Какого черта люди выбирают Comic Sans? Это просто поражает. Ведь существует более 200 шрифтов в Mac OS и Windows. В смысле, среди них есть куча шрифтов, которые намного лучше для чего угодно. Но люди по-прежнему выбирают Comic Sans для наиболее отсталых, неуместных целей. Я создал Comic Sans, чтобы заполнить окошко для слов собаки-помощника в Microsoft Bob. Потом отдел маркетинга взялся за него и они включили этот шрифт в OEM версию Windows 95. Вот тогда моя проблема и началась. Я не знаю, сможете ли вы понять, каково это, когда твоя жизнь определяется самым неуместно используемым шрифтом в истории. Меня представляют как «парня, который создал Comic Sans», и я думаю, у людей инстинктивно негативная реакция на это.
Vincent Connare, создатель Comic Sans
Где же взять гарнитуру, отсутствующую в стандартном наборе? Можно просто скачать шрифтовой файл и установить на свой компьютер. Но некоторые шрифты придется покупать, и об этом многие заказчики (и даже дизайнеры!) вообще не знают. В то время как крупные компании и масштабные проекты, как правило, имеют собственный фирменный шрифт, разработанный на заказ, и это должно не удивлять, а стать нормой. Более того, в наше время бума брендинга территорий наряду с логотипом, слоганом и прочими внешними элементами бренда страны или города также стало хорошим тоном наличие специально созданного шрифта, отражающего дух и ценности местности.
Соответствие содержанию — один из главных принципов типографики. Она должна полностью подчиняться тексту, его смыслу и назначению, облегчать, а не усложнять восприятие.
Помните: не текст для типографики, а типографика для текста! Поэтому важно принимать во внимание психологическое восприятие шрифтов, знать их основные классификации, законы использования, сочетания с другими шрифтами, изображениями, в конце концов, с типом бумаги, если мы делаем печатное издание.
Выбирая гарнитуру, следует прежде всего обратить внимание на ее предназначение.
Текстовые шрифты обладают простыми линиями и формами, легко читаются и поэтому используются для набора основного массива текста. Акцидентные шрифты (декоративные, вычурные) — для выделения заголовков, подзаголовков, отдельных небольших вставок, так сказать, для украшения макета. С ними нужно обращаться осторожно — большой текст, набранный такой гарнитурой, попросту нечитабельный, два разных акцидента сочетаются между собой в очень редких случаях, и к подбору декоративной гарнитуры, соответствующей содержанию текста и стилю дизайна, нужно подходить чрезвычайно продуманно. Что касается сочетания шрифтов, то в рамках одного макета или проекта допускается использование двух, в крайнем случае — трех гарнитур. Но это не касается начертания (различают прямое, курсивное), насыщенности (светлый, полужирный, жирный шрифты), ширины и кегля (размера), так как это переменные характеристики одной и той же гарнитуры.
С точки зрения конструкции различают три группы шрифтов: Serif (антиквы), Sans Serif (рубленые или гротески) и Slab (брусковые).
Антиквы — гарнитуры древнего происхождения, имеющие засечки — небольшие элементы на концах штрихов символов. Наличие засечек облегчает чтение, поэтому такие гарнитуры обычно используются в наборе книг и объемных статей в периодике (например, Baskerville, Garamond, Lazurski).
Рубленые шрифты появились гораздо позже и не имеют засечек. Они оптимальны для выделения абзацев и набора небольших по объему текстов, но не подходят для книг. Это такие гарнитуры, как Calibri, Myriad, Verdana.
Группу брусковых шрифтов отличают более заметные засечки, чем у антикв — по толщине они приближаются к основным штрихам букв. Такие гарнитуры (Baltica, Courier, Rockwell) занимают ведущее место по читабельности и часто используются в наборе книг, особенно детских.
О психологии восприятия шрифтов пишут и говорят, видимо, недостаточно. Чего стоят одни официальные объявления в коридорах моей альма-матер, набранные «любимой» гарнитурой Comic Sans, или приглашения на вечеринку в клуб, оформленные Impact! Не буду углубляться в эту тему — она неисчерпаема, скажу лишь, что игривый шрифт напрочь убивает серьезность официального обращения, а строгий — не доносит всех эмоций сообщения неформального.
Узкие гарнитуры с острыми углами негативно настраивают читателя к тексту, а мягкие и округлые, наоборот, говорят о расположенности и дружелюбии. Чем жирнее шрифт и насыщеннее его штрихи, тем сильнее убеждающая сила текста, его «весомость».
Так что правильный выбор гарнитуры поможет вызвать у читателя требующиеся чувства и эмоции. Это следует учитывать даже в пользовании личной электронной почтой и уж наверняка в оформлении собственных визитных карточек, резюме, рекомендационных писем!
— А как насчет шрифтов для интернета?
Все мы сегодня так или иначе «живем» в сети. На мониторе законы типографики никуда не деваются, но здесь есть свои особенности. Если лучший шрифт для чтения с бумаги — Baskerville или Times, то на экране компьютера хотелось бы видеть больше текстов, набранных Verdana (оптимальный кегль — 10-12 пунктов).
Ученые установили, что при чтении с монитора эти гарнитура и размер наиболее удобны для глаз. Другие шрифты, подходящие для компьютеров и мультимедиа, — Tahoma, Trebuchet. На бумаге и в наружке их лучше не использовать.
Не менее важны для комфортного восприятия текста длина строки и интерлиньяж (междустрочный пробел).
Рекомендуемая длина строки в русском, украинском языках — 45-75 знаков с пробелами, интерлиньяж — 120% (для бумаги), 140% (для экрана) от кегля шрифта.
Слишком длинные и слишком короткие строки, слишком тесное или широкое междустрочное расстояние одинаково затрудняют чтение. Расстояние между буквами тоже имеет значение — текст не должен быть ни разреженным, ни уплотненным. Разрядка позволительна только для слов или строк, набранных полностью заглавными буквами (но необходимо помнить, что подобный набор, так же как и курсивное начертание, в принципе затрудняет чтение, поэтому им не следует злоупотреблять)!
В отдельных случаях (в логотипе, заголовке) необходимо делать ручной кернинг — на глаз подбирать оптимальное расстояние между каждой парой символов. У любого дизайнера есть один или несколько любимых шрифтов, которые он или она использует чуть ли не в каждом своем проекте.
Есть и фанаты, работающие исключительно с двумя-тремя гарнитурами, но на мой взгляд это крайности. Среди моих гарнитур-фаворитов — Myriad, Officina, FreeSet, Futuris. Как и подобает, ловлю кайф от Helvetica, хотя до дизайнера мне пока что далековато. В общем, я симпатизирую современным рубленым шрифтам с четкими линиями и простыми формами, так как в графическом дизайне ценю минимализм и функциональность.
Мои вкусовые предпочтения таковы, что я недолюбливаю антикву (может быть, потому, что работаю в рекламе, а не издаю книги), но гарнитура Georgia в этом плане — приятное исключение, радующее глаз как на бумаге, так и на мониторе компьютера.
У этого шрифта есть пикантная особенность — заметные выносные элементы цифр, по поводу которой мнения типографов кардинально расходятся. Лично мне эта деталь очень нравится! Georgia я использую довольно часто — ею набрано мое CV и один из комплектов визитных карточек. Второй комплект тоже набран антиквой — Trajan Pro.
Это строгий, но очень приятный шрифт, имитирующий латинское письмо эпохи Древнего Рима. Из акцидентных гарнитур иногда «балуюсь» веселенькой Maiandra.
В моем «черном списке» — Century Gothic, Monotype Corsiva и некоторые другие шрифты из стандартного набора Microsoft и арсенала доморощенных «креативщиков» — конечно же, и Comic Sans тоже!